Цвет сайта
Images
Для слабовидящих
page shadow

Урок №4

Урок4.

 Тема: Особенности морали

Цель: воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим,расширить знания школьников об особенностях морали их применение в жизненных ситуациях, развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.

Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура,мораль.

Ход урока:

1.    Орг. момент.Сообщение о теме и цели урока.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

3.    Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?Вспомните, что такое мораль, как соотносятся понятия морали и культуры.  Обратитесь к записям в тетради.  

4.    Работа с понятиями материальная культура и духовная культура. Записать понятия в тетрадь, обратив внимание на правописание слов. Объяснить значение слов.

         5.  Ведущий. Ребята, как выдумаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы детей можно фиксировать на доске).

   Психологи,изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам.(Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

Работа с уровнями

6. Перед вами список из 16 нравственных качеств.

Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств.

 

Хорошо

Плохо

1

Общительность, открытость, коллективизм

Замкнутость, скрытность, индивидуализм

2

Доброта

Злоба, чувство собственности

3

Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство

Эмоциональная неустойчивость,

4

Твердость, самостоятельность

Уступчивость, склонность к подчинению, покорность

5

Сдержанность, рассудительность, серьезность

импульсивность,

6

Честность,

Недобросовестность

7

Скромность, смелость

Раскованность, стыдливость,

8

Мягкость, сострадание, милосердие

Жесткость, суровость, безжалостность

9

Бдительность

Доверчивость

10

Прямолинейность, правдивость

Дипломатичность, расчетливость

11

Спокойствие, уверенность в себе

Тревожность, неуверенность, чувство вины

12

Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений

Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение

13

Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность

Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения

7.  Ситуации– пробы “Разрешение нравственных дилемм”.

Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.

“Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

“Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Что вы сделаете дальше?

“Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

8. Чтение рассказов Е.Гунтик «Сказка о том,как ослик грустить перестал»; «Сказка о том, как Тимошка свою лень продавал»

9. Подведение итога урока.

   Ребята,я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!

10. Задание на дом: записать свои хорошие и плохие качества ( по 5 ).