Цвет сайта
Images
Для слабовидящих
page shadow

Урок №9

Урок 9.

Тема: Свобода и моральный выбор человека

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.

Задачи: формировать понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе; учить осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий; учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, и высказывать свое понимание прочитанного; воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека

Ход урока:

1.                    Орг. момент.Сообщение о теме и цели урока..

2.                 Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

3.                 Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.

    4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек. Для того что бы понять что такое свобода, что такое выбор необходимо знать особенности взросления человека. Когда человек взрослеет он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь,научиться управлять своей жизнью.

Как научиться управлять своей жизнью?

  1. Напишите красиво свое имя на листочке. Раскрасьте в любой цвет. Какого цвета ваше имя? Была ли у вас свобода в выборе цвета?

6. Чтение статьи из пособия для учащихся. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7.    Закончите фразы

Я УМЕЮ …

Я ХОЧУ…

Я –ПОНИМАЮ…

ВНЕШНЕ Я…

МНЕНЕЛЬЗЯ…

Я ЛЮБЛЮ…

ЯЧУВСТВУЮ…

МНЕМОЖНО…

Я МОГУБЫТЬ….

8.    Обсуждение результатов самостоятельной работы.

9. Работа с текстом.

Прочитайте (Отрывок из книги «Одна единственная жизнь» НоусиайененТапио)

Попробуйте нарисовать образ вашей единственной жизни. Или запишите советы, как беречь каждый «кирпичик» единственной жизни.

«Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что у тебя есть только одна единственная жизнь?

 

 

Давай представим себе какого-нибудь человека, продолжительность жизни которого 70 лет, то есть в общей сложности 25550 дней, и каждый день его жизни условно обозначим кирпичиком.

Теперь представим, что наш воображаемый человек стоит на самом верху сооружения, сделанного их этого кирпича. Высотой оно примерно 25 м,шириной один метр, длиной полтора метра. Он стоит, любуясь открывающимися перед его взором прекрасным видом.

Каждое утро появляется «некая» рука, которая снимает один кирпич с края строения.

«Ну, это совсем не опасно! Если даже исчезнет один ряд, ничего страшного не случится», - думает человек.

Рука появляется каждое утро и убирает только один кирпич. С беспечностью человек любуется окружающим его видом. «Все прекрасно», - думает он.

И совсем не скоро, через долгий-долгий период времени человек с ужасом обнаружит, что он стоит только на одном кирпиче…»

Представьте свои работы, прочитайте свои советы.

Перед нами встает вопрос: Что такое жизнь? Чем измеряется жизнь?

10. Ответы учащихся.

Прожитыми годами? А если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит,что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.

Мы все умрем: людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след –

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

(Р. Гамзатов)

Оставить след. Не для этого ли мы живем?

Каждый человек совершает свой выбор «стоять на вершине и любоваться прекрасным видом» и ждать когда жизнь закончится или совершать добрые дела, достойные поступки и оставить о себе добрую память в сердцах людей. Выбор человек делает сам.

11. Послушайте небольшой отрывок и попробуйте нарисовать человека,о котором здесь говориться.

Ничего.

- Как живешь? – спросили у него.

- Живу? Ничего, - отвечает он.

- Что ты делаешь? - спросили у него.

- Я? Так, ничего.

- Посмотри на себя в зеркало, что за вид! – сказали ему.

- А что за вид? Ничего! – отвечает он.

- Загляни себе в душу. Тебе давно пора узнать, что у тебя внутри.

Он заглянул, а там – ничего.

Как вы представляете человека «Ничего»?

Ответы учащихся.

 

Каждый день человек совершает самые разные поступки, хорошие или плохие, приятные для окружающих или только для самого человека. За каждым поступком стоит выбор. Кто совершает этот выбор? Как понять хорошие поступки ты совершаешь или нет, приносят ли твои поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

Ответы учащихся.

12. Самый лучший способ познать себя, понять, как следует поступать в том, или ином случае это оказаться на необитаемом острове.

Закройте глаза и представьте… 

Вы оказались на необитаемом острове. Здесь нет никого кроме вас.

Подумайте, Вы сможете выжить в одиночку? Какие качества характера,умения, знания помогут вам? Что помешает вам это сделать?

Ответы учащихся.

Перечисленные качества записать на доске.

Достаточно ли перечисленных качеств? Что значит умный? Здесь необходимо вспомнить такое понятие – интеллект. В ваших ответах прозвучали разные качества и положительные и отрицательные. Но кроме этого большую роль в совершении выбора играют потребности человека. Что такое потребности? То, что необходимо в жизни каждому человеку. Какие потребности есть у человека? Потребность в пище, сне, воде, общении, развитии, выражении своих достижений и т.д.Потребность приводит к деятельности. И здесь опять стоит вопрос о моральном выборе. Как удовлетворить свои потребности? Заработать, создать самому,попросить о помощи.

Ответы учащихся.

13. Работа с текстом.Прочитать текст ответить на вопрос.

Человеческие ценности (притча).

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести.Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в это столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?

Ответы учащихся.

14. Подведем итоги нашего урока.

Как вы понимаете слова свобода, мораль, моральный выбор? Кто совершает выбор? Кто определяет моральный выбор или нет?

16. Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.(или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения).