Цвет сайта
Images
Для слабовидящих
page shadow

Элективный курс "Логика в современном мире"

Логика в современном мире

Элективный курс "Логика в современном мире"

Бзыкова Белла Тамбиевнаучитель истории обществознания

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории иобществознания


Программа курса

Формирование логической культуры учащихся – важное условие гуманитаризацииобразования. Логическая культура не является врожденной, её надо воспитывать.Соблюдение правил логики избавляет рассуждения человека от запутанности,обеспечивает доказательство истинных суждений и опровержение ложных.Правильному мышлению свойственны определенность, непротиворечивость,последовательность и обоснованность. Цель элективного курса –дать учащимся знание законов и логических форм мышления, а также сформироватьнавыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике (науроках) и в повседневной деятельности. Людям необходимо умение эффективно икорректно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, уметьнаходить нужные аргументы, культурно и логически грамотно опровергать ложныетезисы, встречающиеся в полемике, дискуссиях, диспутах.
Курс призван способствовать решению следующих задач:

  1. Дать знания и навыки по некоторым темам логики, а именно:
    • формам мышления (понятиям, суждениям, умозаключениям);
    • законам мышления;
    • сформировать практические навыки аргументации, доказательства, показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки.
  2. Акцентировать внимание учащихся на разделах логики, связанных с обучением.
  3. Выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач; научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами.
  4. Предложить учащимся сочетание традиционной логики и элементов символической логики.Программа элективного курса “Логика в современном мире” для учащихся 9 класса рассчитана на 18 часов. Программа включает в себя темы: “Формы чувственного познания”, “Понятие”, “Суждение”, “Запись суждений в виде формул”, “Законы правильного мышления”, “Дедуктивное умозаключение”, “Символическая логика”, “Индуктивное умозаключение”.

Содержание курса

ТЕМА 1. ФОРМЫЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Формыабстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Как возникла иразвивалась логика, роль логики в повышении культуры мышления.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ

Понятие как форма мышления. Виды признаков предметов: свойства и отношения.Языковые формы выражения понятий. Виды понятий. Отношения между понятиями.Признаки определения понятий. Приемы, сходные с определением понятий: описание,характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различие.

ТЕМА 3. СУЖДЕНИЕ

Общая характеристика. Суждение и предложение. Виды простых суждений. Составпростых суждений: субъект, предикат, связка. Приведение суждений к четкойлогической форме.

ТЕМА 4. ЗАПИСЬСУЖДЕНИЙ В ВИДЕ ФОРМУЛ

Знакомство с логическими операциями .дизъюнкция, конъюнкция, импликация,эквиваленция, отрицание. Образование сложных суждений с помощью этих связок.Составление и доказательство формул с помощью таблиц истинности.

ТЕМА 5. ЗАКОНЫПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность,непротиворечивость, доказательность. Общая характеристика законов правильногомышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключения третьего.Закон достаточного основания. Примеры, показывающие нарушения этих законов.

ТЕМА 6. ДЕДУКТИВНОЕУМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общее понятие об умозаключениях. Структура умозаключений: посылки,заключение, логическая связь между ними (вывод). Понятие дедуктивногоумозаключения. Необходимый характер логического следования. Виды дедуктивныхумозаключений: непосредственные, опосредованные.

 ТЕМА 7.СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Операции с классами понятий: объединение, пересечение, вычитание. Решениематематических задач. Понятие высказывания. Способы образования сложныхвысказываний с помощью логических связок дизъюнкции, конъюнкции, импликации,эквиваленции и отрицания. Доказательство формул с помощью таблиц истинности.

 ТЕМА 8.ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие индуктивного умозаключения и его виды.

Tематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

1

Формы чувственного познания. Понятия и суждения

1

2

Понятие
Понятие как форма мышления
Виды понятий
Отношения между понятиями

3
1
1
1

3

Суждения
Простые суждения, их классификация
Сложное суждение и его виды

3
1
2

4

Запись суждений в виде формул
Операции конъюнкции, дизъюнкции
Операции импликации, эквиваленции, отрицания
Составление таблиц истинности

4
1
1
2

5

Законы правильного мышления Доказательство их с помощью таблиц истинности.

1

6

Дедуктивные умозаключения
Виды умозаключений
Типичные логические ошибки в заключениях

2
1
1

7

Символическая логика, доказательство формул 
Операции с классами
логические схемы выражения импликаций и эквиваленции

2
1
1

8

Индуктивные умозаключения
Разновидности индукций
Защита презентаций

2
1
1

 

Итого

18