Урок – 7- 8.
Тема: Добродетель и порок
Цели: Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок,известных людей современности.
- Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
- Решение противоречий.
Задачи:
Образовательная:Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель»,«добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
- Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.
Развивающая:Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
- Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
- Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
- Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия.
- Развитие воображения, мышления, внимания.
Воспитательная:Воспитывать толерантное отношение к другим людям.
- Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности.
Ход урока:
1.Орг. момент.Сообщение о теме и цели урока.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:
· Кому из членов семьи ты рассказывал о добре и зле как этических категориях? Согласились ли они с тобой? Всё ли им было понятно в твоем рассказе?
· Рисунки добра и зла. (Анализ)
3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра? Известно ли вам понятие порока? Как выдумаете, что это такое?
4. Чтение статьи из пособия для учащихся ( с подчеркиванием самых важных мест).
5. Беседа с учащимися по вопросам:
· Всё ли тебе понятно в определении добродетели?
· Какие качества личности необходимы добродетельному человеку?
· Как ты понял, что такое порочность? Приведи примеры порочных и добродетельных поступков.
6. Запись определений:добродетель и порок.
7. Заполнение таблицы по свойствам характера
ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК
Притча. Кто украл масло?
Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел женеразлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось недесять, а девять.
- Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где ещё один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала?- сердито спросил купец.
-Всё масло тут. Я его никуда не дела,- ответила жена.
Отнёс купец бочонок из-под масла к судье и сказал.
- Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.
Судья велел позвать продавца масла и спросил его:
-Не может бочка дать меньше того, что влито в неё. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?
-Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, - сказал продавец.
-Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок –побить его палкой.
От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.
- Да. Хитрец твой бочонок, - заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.
Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.
-Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в неё.
* О каком пороке идёт речь?
* Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин?(жадность, скупость)
* Какая добродетель может исправить этот порок?
-Разговор об этом более подробно продолжим на следующем уроке.
9. Работа с иллюстрациями учебника.
10. Итог урока.
-Что нового открыли для себя сегодня на уроке?
11. .Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им(самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Ход 2 урока:
1. Орг. момент.Сообщение о теме и цели урока.
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:
o Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
o Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?
o Какие твои вопросы вызвали у них затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?
3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися.
4. Что пожалел,- потерял безвозвратно,
Всё не твоё, всё пришло ниоткуда.
Всё, что отдал,- приобрёл многократно,
В этом и тайна, в этом и чудо.
5.Чтение статьи учебника
6. Беседа с учащимися по вопросам:
· Назовите несколько поступков, которые можно было бы назвать добродетельными или порочными.
· Как вы считаете,можно ли считать добродетелью мужество? А какой поступок можно назвать мужественным? Приведите примеры. Как вы думаете, боятся ли мужественные люди?
7. Выбор добродетельных качеств,которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:
1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Морозко»,
2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Золушка»,
3 группа: Назовите добродетельные качества,которыми обладает падчерица из сказки «12 месяцев»,
4 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,
5 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,
6 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».
- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?
8. Чтение иобсуждение сказок Братьев Грим «Птица-найдёныш» с.15 и «Ленивый Гейнц» с. 83
9. Подведение итогаурока
10.Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.